Юлия Аппель: «Я – сторонница классических постановок»

Это интервью в видео формате:

Юлия Аппель — оперная певица (сопрано), лауреат международных конкурсов, обладающая ярким талантом и многогранным репертуаром, включающим оперу, оперетту и камерную музыку.

Родилась в Сибири. С отличием окончила вокальное отделение РГПУ им. А. И. Герцена, Институт музыки, театра и хореографии в Санкт-Петербурге, класс профессора, народной артистки СССР Л. А. Шевченко.

Творческие достижения Юлии включают победы в ряде престижных вокальных конкурсов, среди которых: Лауреат II премии Международного конкурса вокалистов им. Б. Т. Штоколова (2009, Санкт-Петербург), Лауреат III премии конкурса «Весна Романса» (2017, Санкт-Петербург),Лауреат II премии Classic Competition Hamburg (2019, Гамбург), Гран-при Международного фестиваля-конкурса «Европейская Романсиада» (2024, Гамбург).

Ещё в годы учёбы Юлия проявила себя как исполнительница с выдающимся лирическим сопрано. Она исполняла такие произведения, как Месса No. 2  Ф. Шуберта и Реквием В. А. Моцарта. Также прошла мастер-классы у таких выдающихся педагогов, как Елена Образцова, Эва Блахова и Марио Диаз.

С 2014 года Юлия работала в театре «Петербургская оперетта», где исполнила ведущие партии в спектаклях.

С 2017 года активно сотрудничала с Комитетом по культуре г. Санкт- Петербург.

Также в этот период она являлась солисткой оркестра Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, под управлением дирижёра и художественного руководителя Михаила Николаева.

С 2018 года Юлия живет и работает в Германии, активно выступая с концертами, участвуя в театральных постановках и международных фестивалях.

Юлия выступала на крупнейших сценах России и Европы, включая: БКЗ «Октябрьский» (Санкт-Петербург), Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, СКК «Юбилейный» (Санкт-Петербург), Эльбская филармония (Гамбург), Гамбургский оперный театр, Концертный зал Гамбурга Laeiszhalle, Концертный зал Alsion (Зондерборг, Дания) и другие.

Её репертуар охватывает арии из опер и оперетт, а также камерную музыку русских и зарубежных композиторов, которую она исполняет с проникновенной теплотой, характерной для лирического сопрано. Является преподавателем (Mentorin) в общественно-социальнокультурной организации «Bürger helfen Bürgern» e. V. Hamburg (председатель организации Бернд Петер Хольст (Bernd Peter Holst), руководитель проектов   Диана Принчатая (Diana Princeataia)).

 Сегодня Юлия – гостья нашего журнала.

— Здравствуйте, Юля, расскажите, пожалуйста, о Ваших родителях.

— Да, с удовольствием. Мои родители Вера Владимировна и Александр Александрович Аппель –оба музыканты-баянисты. Мама работала в музыкальной школе, где вела классы баяна и аккордеона, а также была художественным руководителем и дирижером оркестра русских народных инструментов.

— А скажите, почему Вы не пошли по их стопам и выбрали классическую музыку, а не народную?

— Если честно, я даже не знаю, был ли это мой осознанный выбор или решение моей мамы. Она отдала меня в музыкальную школу на класс фортепиано. В детстве же я мечтала о скрипке. Но однажды, взяв скрипку в руки и услышав издаваемые мной звуки, я поняла, что это явно не моё. Несмотря на это, мечта о скрипке осталась. А вот петь я любила с самых ранних лет. Мой голос всегда был высоким, и пение было чем-то естественным – я пела повсюду: в детском саду, в хоре, дома. Но только в 11 лет, когда я впервые вышла на сцену конкурса, я почувствовала, что сольное пение – это то, чем я хочу заниматься. Однако решение стать оперной певицей пришло не сразу.
Вообще изначально я мечтала стать художником и помимо музыкальной закончила еще и художественную школу.

Однако, когда мне было около пятнадцати лет, в нашу школу искусств приехали студентки музыкального училища, обучавшиеся оперному вокалу. Они выступили, и их исполнение так тронуло меня, что я почувствовала: именно оперное пение — то, чему я хочу посвятить свою жизнь.

— А почему вы учились не в консерватории, поступив в институт музыки, театра и хореографии при Р.Г.П.У. им. А.И. Герцена? Ведь это педагогический университет, хотя в его структуре есть отдельный институт. И вот такой выбор, чем был обусловлен?

— Все очень просто: в консерваторию я не поступила. После окончания Новокузнецкого училища искусств я отправилась в Санкт-Петербург, чтобы поступить в консерваторию. Однако судьба распорядилась иначе. В училище меня вели как меццо-сопрано, что не соответствовало моему голосу. С таким багажом я и приехала на вступительные экзамены, но, увы, не прошла.

Вместо этого я поступила в Р.Г.П.У. им. А. И. Герцена, где встретила профессора Ларису Андреевну Шевченко. Она стала для меня не просто наставником в мире вокального искусства, а подарила мне второе рождение как певицы. Именно благодаря ей я обрела свое подлинное звучание и стала тем, кем являюсь сегодня.

— Расскажите, пожалуйста, для читателей, в чём специфика именно лирического сопрано по сравнению с низким голосом меццо-сопрано?

— Есть лирическое сопрано, а есть еще лирико-колоратурное сопрано. Мой голос ближе к лирико-колоратурному. Это – легкий, полетный, высокий голос. Есть, например, крепкие, драматические голоса, поющие репертуар Вагнера, а мой голос ближе Моцарту. Недавно я услышала комментарий, что мой голос – моцартовский.

— Ну, это приятно. Я недавно прочитал мнение, что участие в конкурах, это – потеря времени и сил. Я знаю, что Вы участвовали во многих конкурсах. Как Вы относитесь к участию в конкурсах? Насколько это важно для исполнителя?

— Я думаю, что конкурсы важны и нужны, потому что, прежде всего, это — возможность продемонстрировать свои таланты и открыть для себя новые знакомства. Это шанс быть замеченным, привлечь внимание театральных директоров, представителей агентств, а возможно, и обрести свою аудиторию. Последний конкурс, в котором я участвовала, показал, что появились люди, которые стали моей публикой.

— А что это за конкурс был?

—Это международный фестиваль-конкурс «Европейская Романсиада», который ежегодно проводится в Гамбурге. Учредителем является Лора Лаевская.

— Вы также брали мастер-классы у знаменитых певцов таких как: Елена Образцова, Ева Блахова, и Марио Диаз.

-На мастер-классах Елены Образцовой и Эвы Блаховой я присутствовала как вольный слушатель. Конечно, Елена Васильевна Образцова – выдающаяся личность и одно время она была для меня кумиром. Она рассказывала интересные вещи о посыле звука и резонаторах, которые перекликаются с тем, чему меня учили. На мастер-классе Марио Диаза особенно впечатлил организованный «баттл» оперных певцов.

Тем не менее, несмотря на влияние таких мастеров, как Образцова и Блахова, я остаюсь верной школе Л. А. Шевченко и на мастер-классах больше обращаю внимание на образ и интерпретацию, стараясь брать для себя что-то новое как музыкант.

— Немножко расскажите о своей профессиональной деятельности до переезда в Германию. Я знаю, что Вы работали в театре «Петербургская оперетта».

— Ну, начнем с того, что театр «Петербургская оперетта» это – не стационарный театр музыкальной комедии, который работает только в Санкт-Петербурге. Это антрепризный театр, с которым мы гастролировали по городам России, Беларуси и Прибалтики, даря зрителям яркие и незабываемые спектакли. Я очень благодарна этому театру и его руководителю Сергею Шалагину. Он первый «открыл» меня как лирическую героиню и подарил незабываемый опыт актерской и сценической работы. Я познакомилась там с музыкой И. Кальмана, Е. Птичкина, А. Колкера и др. Гастролировать с театром было невероятно вдохновляюще. Благодарная публика, теплые встречи — мы работали с душой, и это чувствовалось в каждом моменте.

— А теперь – несколько слов по поводу переезда в Германию. Каким образом это произошло?

— Появилась возможность переезда по работе: в Германию позвали моего мужа – певца Дмитрия Писарева. Это было непростое решение ведь в Санкт-Петербурге у нас уже была своя устоявшаяся жизнь. А здесь приходилось начинать с нуля и адаптироваться. Мы долго обдумывали этот шаг, готовились к нему — в том числе заранее изучали язык. И, тем не менее, мы решили попробовать, потому что лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и тоже пожалеть. Не попробовав, ты не узнаешь!

— Как складывается Ваша карьера здесь уже в Германии. Чем можете похвастаться на сегодняшний момент?

— В последнее время я активно занимаюсь концертной деятельностью, принимая участие в различных проектах, включая выступления в Эльбской филармонии, Гамбургском оперном театре и концертном зале Гамбурга Laeiszhalle. Мой репертуар разнообразен: я исполняю произведения кантатно-ораториального жанра, оперные арии, романсы, арии из оперетт. Готовлю концерты как с сопровождением фортепиано, так и с другими музыкальными инструментами, включая арфу — например, в рамках предстоящего концерта в зале Чайковского. В программе произведения европейских композиторов: К. Дебюсси, Ф. Пуленка, Б. Бриттена, Р. Штрауса. Конечно, не обходится и без оперетты, публика очень любит живую и зажигательную музыку.

— А вот скажите, как Вам представляется, лучше быть в труппе театра, или наоборот, как Вы, так сказать, на «свободных хлебах» есть больше возможности вести концертную деятельность, а если вы уже привязаны к какому-то театру, там меньше маневра?

— Я лично не могу судить, потому что не была привязана к театру. Но по опыту моих коллег могу сказать, что они предпочитают уходить на «свободные хлеба», потому что у них появляется больше возможностей.

— Как Вы относитесь к современным оперным постановкам, когда берется классическая какая-то опера и переносится в другое время?

Я — сторонница классических постановок. В принципе я не против экспериментов, но это всегда, на мой взгляд, рискованно, так как интерпретации могут быть как восхитительными, так и вызывающими сомнения, а то и отторжение у зрителей. Главное, чтобы современные постановки не скатывались в вульгарность — искусство должно оставаться возвышенным и достойным.

Беседовал Евгений Кудряц

«Немецко-Русский Курьер», январь-февраль 2025 года

Оставьте комментарий