Играющий тренер

Интервью с актрисой и режиссёром Еленой Цыплаковой

 

IMG_1891-Edit

Елена Цыплакова начала сниматься в кино ещё в школьном возрасте, что предрешило выбор её будущей профессии. В 2018 году у Елены было несколько памятных событий: прежде всего, собственный 60-летний юбилей, 45 лет актёрского стажа, а также – 35 лет со дня выхода культового фильма «Мы из джаза». После юбилейных торжеств наш корреспондент побеседовал со знаменитой актрисой, народной артисткой России, которая известна не только актёрскими, но и режиссёрскими работами.

 

— У Вас очень редкое и весьма необычное отчество…

— Да, мой отец Октябрь Иванович родился в Ленинграде, и тогда было модно давать такие имена, но я знаю ещё и других людей, у которых папы тоже были Октябрями!

— Прежде всего, хочу Вас искренне поздравить с назначением на пост главного режиссёра Московского областного театра драмы и комедии. Насколько неожиданным для Вас стало это назначение, учитывая тот факт, что в этом театре уже восьмой год идет Ваш спектакль?

— Да, почти восемь лет назад я поставила в этом театре спектакль «Мать Иисуса» по пьесе Александра Володина, и за эту постановку мы получили золотой диплом на Международном театральном форуме «Золотой Витязь» за художественное воплощение образа Святого Евангелия. Я дружу с театром драмы и комедии, где несколько лет главным режиссёром проработала Вера Анненкова, поэтому старалась каждый раз приезжать на мои спектакли, во время которых мы раздаём зрителям Евангелие и другую духовную литературу, так что спектакль ещё выполняет и просветительскую миссию. А что касается того, насколько неожиданным для меня стало предложение возглавить театр, то могу сказать, что просто в театре решили, что главный режиссёр должен ещё заниматься и административными делами, связанными с гастролями и другими вещами. Сейчас деятельность театра расширяется, потому что руководство театра решило сотрудничать с Богоявленским собором, который находится рядом, и организовать театральную студию для детей в возрасте от восьми до пятнадцати лет, где будут преподавать наши актёры, а так как я – человек верующий, то директор театра Юрий Евгеньевич Педенко попросил меня стать художественным руководителем этой студии. Кроме этого, расширяется география гастролей театра, а у меня есть определённый опыт административной работы, я люблю этот театр, и мне хочется, чтобы в нём была интересная жизнь, но Верочка Анненкова остаётся режиссёром в театре, а совсем недавно вышла её премьера – «Чайка», это очень хороший спектакль. Театр имеет весьма большой репертуар – 35 спектаклей, что для такой небольшой труппы – очень много.

— Ваша актёрская карьера началась в подростковом возрасте: в 1974 году на экраны страны вышел фильм режиссёра Динары Асановой «Не болит голова у дятла», где Вы сыграли главную роль Ирины. Вы с детства мечтали об актёрской карьере, либо участие в этой картине подтолкнуло Вас к этой мысли?

— Я никогда не мечтала ни о какой актёрской карьере, мне это было совершенно не интересно, хотя я, конечно, смотрела кино, но так получилось, что муж Динары Асановой работал промышленным графиком, как и мои родители. Однажды они приехали к нам по работе, а я была дома, и так мы познакомились с Динарой. Она тогда только окончила ВГИК, и у неё ещё не было ни одной большой кинопостановки, но уже через год после нашего знакомства Динара приехала к нам и сказала, что ей дали снимать первый фильм, и не хочу ли я попробоваться на одну из главных ролей. Я сказала, что мне это интересно. Вообще, Асанова была поразительным человеком, она очень хорошо работала с детьми, мы с ней дружили и часто бывали у неё дома, а также в монтажной, т.е. она нам показала весь процесс создания фильма. Картина «Не болит голова у дятла» имела определённый успех, поэтому меня начали приглашать сниматься. Я снялась ещё в двух картинах Динары Асановой, а к окончанию школы у меня уже было несколько фильмов, но это было закономерно! (Смеётся).

— Обычно дети и подростки, снявшиеся в кино, редко становятся профессиональными актёрами. Как Вы считаете, опираясь на собственный пример, не может ли ранняя слава сказаться на неокрепшей психике и вообще сломать дальнейшую жизнь?

— У меня такого не было, потому что я всю жизнь работала: у меня на сегодняшний день – больше семидесяти проектов – и актёрских, и режиссёрских. Я окончила ВГИК как режиссёр, но достаточно трезво относилась ко всем своим фильмам, мои родители внимательно смотрели мои работы, поэтому понятия «звёздность» у нас никогда не было. Я спокойно к этому отношусь, это – очень серьёзная работа.

— Почему Вы решили заняться режиссурой и окончили режиссёрский факультет ВГИКа? Повлияло ли на это то обстоятельство, что Вы дебютировали у женщины-режиссёра?

IMG_2021-Edit-Edit

— Вы знаете, мне всегда был интересен процесс создания фильма, но я всегда тщательно относилась к выбору ролей, потому что не хотела, чтобы у меня было одно амплуа, и я даже отказывалась от главных ролей, чтобы не быть ни для себя, ни для зрителей однообразной. Дело в том, что я просто начала взрослеть, и мне стала интересна именно режиссура, и я во второй раз окончила ВГИК в мастерской А. Алова и В. Наумова. Я давно работаю режиссёром, а до этого я шесть лет проработала в Малом театре, где у меня были большие роли, но мне пришлось оттуда уйти из-за того, что заканчивалась моя учёба во ВГИКе, поэтому мне пришлось выбирать: оставаться в театре, либо снимать дипломный фильм. Я выбрала кино.

— Режиссёры делятся на две категории: бывшие актёры и просто режиссёры – без опыта актёрской деятельности. Вам помогает актёрская профессия в режиссуре или это не имеет принципиального значения?

— Очень помогает, и я себя считаю актёрским режиссёром, поэтому очень радуюсь тому, когда мои актёры замечательно работают, потому что именно актёры являются носителем идеи, и очень важно понимать актёру то, что он делает. Моё актёрское чувство удовлетворяется хорошей игрой партнёров.

— Но Вы же полностью не ушли из актёрской профессии?

— Да, у меня сейчас вышло несколько сериалов, поэтому я снимаюсь и ставлю фильмы. Это называется «играющий тренер».

= Считается, что режиссёр – это, в основном, мужская профессия. Вы не сталкивались с подобными предубеждениями?

— Вы знаете, честно говоря, я считаю, что это – очень поверхностное отношение к данному вопросу. При чём тут профессия режиссёра и пол человека? Режиссура относится к духовной сфере, а в духе нет пола. Вы извините, но у нас есть масса режиссёров-мужчин, которые снимают «кружевное кино», если уже рассуждать с мужской и женской позиции. Но есть женщины-режиссёры: Лариса Шепитько, Динара Асанова, Татьяна Лиознова, которые снимали очень серьёзное и глубокое кино.

— Вы чувствуете свой возраст, или согласны с изречением о том, что, «возраст – это всего лишь цифры в паспорте, и всё зависит не от прожитых лет, а от пережитых обстоятельств?».

— Я никогда не скрываю свой возраст, это – моя жизнь и мой опыт. Я вообще люблю праздновать день рождения, потому что это – хороший повод для того, чтобы собрать друзей. Кроме того, у меня появляются и новые друзья, которых можно свести со старыми, поэтому я люблю этот праздник и не согласна с тем, что «День Рожденья – грустный праздник», потому что есть общение с моими друзьями, а для меня это – большая радость!

— Я знаю, что Вы идёте в ногу со временем, и у Вас есть страничка в одной из соцсетей. Нет ли тут опасности в том, что посторонние люди могут проявить по отношению к знаменитостям некоторую фамильярность, не говоря уже о грубости и подобных вещах?

 — Вы знаете, у меня на фейсбуке больше 3 000 друзей, а когда по отношению ко мне кто-то проявляет фамильярность, то я просто убираю этого человека из списка друзей. На своей странице я выкладываю информацию, которая, прежде всего, интересна мне: я комментирую свои размышления по поводу церковных праздников или здоровья, а огромное количество людей реагирует на то, что я периодически пишу, в этом плане я – не амбициозна.

Беседовал Евгений Кудряц

«Немецко-русский курьер», январь-февраль 2019 года

Фото предоставлены магазином модной итальянской одежды TD Antonella

Фотограф – Елена Слюсарь (Elena Slyusar)

 

Оставьте комментарий